- Штелин Якоб
-
ШТЕ́ЛИН Якоб (1709—85) — иск-вед, академик. По окончании Лейпцигско-го ун-та Ш. был приглашен в Петерб. АН адъюнктом красноречия и поэзии, а также для сочинения проектов фейерверков; проработал в России 50 лет. В Акад. Ш. читал лекции по истории, лит-ре, риторике и критике студентам г-зии и ун-та, участвовал в составлении каталога академич. б-ки и нумизматич. кабинета Кунсткамеры, в 1765—69 привел в порядок архив АН, руководил "Газетной экспедицией" и "Заморским книжным торгом". Много лет (1735—37, 1748—60, 1783—85) редактировал "Санкт-Петерб. ведомости", сам писал большинство ст. для каждого номера. Наряду с просветит. деят-ностью, Ш. выполнял и адм. функции: был советником Канц. АН (1757—63), ее конференц-секретарем (1765—69), вел заграничную переписку Академии. В 1737 был назначен проф. и действ. чл. Петерб. АН (1757—63). Был чл. многих иностр. академий и науч. об-в. С 1765 Ш. участвовал в работе новоучрежден-ного Вольного экономич. об-ва. В 1766 избран чл., а через два года — секретарем об-ва, в трудах к-рого опубл. неск. переведенных им ст. об использовании природных ресурсов. Ш. исполнял и придворные обязанности: был воспитателем вел. кн. Петра Федоровича (1742—45) и его библиотекарем (1745—47, 1754—62). До наст. времени представляет интерес лит.-ист. деят-ность Ш. В 1785 он издал на нем. яз. собранные им в теч. 40 лет рассказы очевидцев о Петре I в кн. "Любопытные и достопамятные сказания об императоре Петре Великом", к-рая была затем переведена на рус. яз. и многократно переиздавалась в России и Зап. Европе. Ш. составил первое подробное жизнеописание М. В. Ломоносова — "Черты и анекдоты для биографии Ломоносова, взятые с его собств. слов Штелиным". Три работы он посвятил ист. лит-ры в России. "Мемуары для истории изящных искусств в России, т. е. поэзии, живописи, скульптуры и архитектуры" представляют собой крат. очерк развития рус. поэзии с 1732 по 1762 и включают в себя рассказ о 13 рус. поэтах и переводчиках от А. Д. Кантемира до М. М. Хераскова, о рук-ве Моск. ун-та в 1760—70-е гг. В "Дополнении к известиям о поэзии русских" он пишет о 9 поэтах — от В. К. Тредиаковского до Г. Р. Державина. Работа "Авторы российского происхождения" была предназначена для ознакомления Европы с достижениями рос. культуры. Муз. деят-ность Ш. началась в Москве в 1742. Он сочинил либретто пролога к опере "Титово милосердие", руководил репетициями оркестра, придумал костюмы для артистов. В этом спектакле, как и неоднократно после, он исполнял в оркестре партию флейты. Ш. был одним из сопред. петерб. муз. клуба, основанного в 1772. Ш. не только распространял в России знания и сведения о Зап. Европе, но и знакомил Европу с достижениями России в области культуры. В письмах к многочисл. корреспондентам, от Мадрида до Пекина, он сообщал много сведений об иск-вах в России, к-рые публиковались, в частности, в нем. журналах. Особое место в жизни Ш. занимали его многочисл. обязанности и поручения в области художеств. С 1748 он возглавил "Собрание АХ" (так назывались еженед. совещания по худож. вопросам в Академии наук и художеств), в 1757 был назначен дир. АХ при АН и оставался на этом посту до ее упразднения в 1768. В его ведении находились Гравировальная, Рисовальная, Резная, Пунсонная и Фигурная палаты. Худож. деят-ность Ш. выходила далеко за рамки АН. По поручению графа М. И. Воронцова он исполнил проект надгробного памятника Ломоносову. С 1737 по 1785 ему поручалось составление проектов и описаний фейерверков и иллюминаций. С 1757 указом Сената Ш. был фактич. поставлен во главе медальерного дела в России: ему поручалась подготовка мастеров, составление проектов для памятных медалей и надзор закачеством их исполнения. По его рис. были исполнены сотни медалей, посвящ. событиям царствования Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины П. В 1738—39 Ш. сделал первые описания живописных коллекций Петергофа — картинных галерей Мон-плезира, Марли и Эрмитажа, в сер. 1740-х гг. — описание коллекции скульптур Летнего сада. В 1760-х гг. он описал Картинный зал и Картинный кабинет в Б. Царкосельском дворце, составил перечни картин, поступивших в Эрмитаж из Зап. Европы, а также всех значительных частных коллекций живописи в СПб. и его пригородах. Но наиб. важным его деянием за полвека жизни в России стало создание первой истории рус. иск-ва. Ш. оставил после себя записки о живописи, скульптуре, архитектуре, истории АХ, гравировании, мозаике, шпалерах, фейерверках и иллюминациях, медальерном иск-ве, т-ре, музыке, балетах и танц. иск-ве, а также истории коллекционирования живописи в России. Из одного этого перечня видно, что цель, к-рую поставил перед собой Ш., является беспримерной по масштабу и не имеет аналогий в истории европ. искусствознания не только 18 в., но и предыдущих и последующих столетий.
Соч.: Музыка и балет в России 18 века. Л., 1935.
Лит.: Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных иск-вах в России. М., 1990. Т. 1—2.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.